Главная  |      ДОБАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ  |      О нас  |      Контакты  |

Сергей Величко
Олег Павлов

Новые материалы
Трансреп для спелео-мешков (с ручкой)
Элементы навески SRT

Новости
2018-02-22
Ближайшие планы

23-25 февраля приглашаем всех на Воронцовские пещеры! Будут интересные маршруты и для новичков и для опытных спелеологов.

2018-01-06
Фонари для спелеологии

В обзор фонаря Ferei HL51 Discoverer добавлена информация о новых модификациях

2017-10-15
Ближайшие планы

20-22го октября планируем исследовательскую поездку в новые пещеры Афона!

2017-08-01

Со 2 августа планируется несколько поездок в Хакасию копать пещеры!

2017-03-16
Ближайшие планы

17-19 марта едем в Хакасию копать пещеры!

2017-01-27
23-26го февраля едем в Воронцовские пещеры!

Автор: Олег Привалов

Поездка в пещеру Бородинская

Повествование от лица президента междуреченского независимого спортивно-туристического клуба "Э.Р.А" Святослава Михайлова

Дорогие мои читатели, я предлагаю вам, вновь ненадолго погрузится в мир приключений и исследований вместе со мной и остальными участниками нашего клуба «Э.Р.А». На сей раз речь пойдёт о вполне состоявшемся, и более того, масштабном погружении в недра земли Хакасской, а именно про наш ПБЛ* в пещере «Бородинская».

Нехотя приходя в сознание, я едва различал доносившуюся  из под одеяла, знакомую мелодию будильника, я был уже неделю как в отпуске а потому осознание того зачем он звонит в столь ранний час пришло не сразу.  Но спустя буквально пять минут тревожная мысль о том что это не спроста, всё-таки заставила меня встать. Стоявший по среди комнаты внушительных размеров рюкзак словно вопрошал: ну и какого чёрта мы ещё не собраны? Я вновь взглянул на будильник, время которое он отсчитывал было неумолимо, и я спешно стал собираться… Через пол часа я уже стоял на остановке в полной боевой готовности, где меня по предварительной договорённости должен был забрать наш новоиспеченный участник клуба, Жека. Так собственно и произошло. Уже в машине стало ясно, что мероприятие отклонится от намеченного плана так как запланированных пирожков и термоса с чаем не оказалось, они были благополучно забыты Женькой у себя дома.
    На станции нас встретили весёлые лица Олега, Ангелины а так же Сани и Алёнки. Не хватало ещё двоих. Как выяснилось риск поехать не в полном составе был велик, Олег не позаботился о том что бы заполучить в своё распоряжение телефон ещё одной Алёны что наложило свой отпечаток на координацию действий группы ну а восьмой член нашей команды вообще проспал, и как мне стало известно именно в этот момент спешно пытался изо всех сил исправит ситуацию перехватив электричку на следующей станции.
   Состав электропоезда тронулся. В вагоне было людно,  мы не успели занять места и потому нам пришлось расположится прямо на полу. Голос машиниста невнятно пробормотал название станции, и в вагон вошёл потерянный нами Иван. Судя по его улыбке на лице он совершенно не был обеспокоен  тем обстоятельством, что серьёзно рисковал не успеть на электричку тем самым пропустив поход, а может быть всё дело было в весёлом побрякивании «Абаканских лосей» у него в пакете. Потеснив нас на полу, они извлёк одного «лося» из пакета и откупорил его зажигалкой. По мере нашего продвижения к границам Хакасии «лосей» становилось меньше а риторика становилась выразительней и громче, что в свою очередь не могло не привлечь внимания  сотрудников полиции. Но Бог миловал, доехали.
     Мы отправились на станцию с целью скоротать время между электричками, так как ехать предстояло с пересадками.  По опыту могу сказать, что занятие это довольно скучное и утомительное, если бы не одно НО… Иван, неугомонный охотник на «лосей», заприметив их место обитания, на привокзальной площади, так и ускользнул из поля нашего зрения а когда вернулся то нас ожидал сюрприз, по его следам шли сотрудники полиции. Вероятно не смотря то, что  «лоси» и водились недалеко от здания вокзала, их «истребление» в том же месте сочли проявлением браконьерства, о чём незамедлительно и был составлен протокол…  Иван в очередной раз рисковал не доехать до конечного пункта назначения. И вновь бог отвёл…
    Мы снова заняли места в электричке, дорога предстояла долгая и утомительная, хорошо, что на сей раз мы расположились более комфортно на лавочках. Из событий данного отрезка пути думаю стоит отметить только два обстоятельства, одно из них, это то, что проезжая через степи Хакасии  нам на глаза там и тут всё время попадались табуны лошадей, но как то раз нам повстречалось всего две лошади и они стояли на столько умиротворённо, что Олег на полном серьёзе начал доказывать, что это макеты лошадей!!! Чем вызвал бурные споры и много сарказма с нашей стороны. Вторым событием явился весьма продолжительный спор на тему культуры речи, и деградации русского языка, в котором стало слишком много заимствований из иностранного словарного запаса … Олег отстаивал позицию, что это вынужденная мера, я же в свою очередь взывал к тому чтоб люди чаще ворошили свою память, вспоминая синонимы в замен привычных слов. Вот за таким бесхитростным занятием мы и скоротали четыре часа пути.
   Абакан - родина «лосей», встретил нас размеренным темпом жизни выходного дня. Нам предстояло ожидание авто по сложившейся традиции это был УАЗ-452. В запасе было около пулу часа, и часть ребят отправились в местный краеведческий с целью проникнутся культурой посещаемого нами региона. То обстоятельство, что музей находится очень близко к ЖД вокзалу вселяло надежду, но она была увы развеяна табличкой с расписанием работы данного учреждения. «Буханка» прибыла согласно графику, мы с рюкзаками не заставили себя ждать… Ещё час с лишним пути и мы на месте… Николай, водитель УАЗика, был не особо разговорчив, в какой то момент мне даже казалось, что шум и гам который воцарился в салоне с нашим появлением стал его несколько напрягать, тем неимение на просьбу остановится в чистом поле он откликнулся. От трасы нас отделял кузов автомобиля а перед нами раскинулись заснеженные степи Хакасии…  На переднем плане вычурно в духе японской живописи стояли два дерева, а на горизонте едва прослеживался рельеф гор и всю эту панораму освещала уже успевшая взойти к тому времени луна. Вдохновлённые этим видом под весёлое журчание у нас как по мановению волшебной палочки, родился коллективный хокку.

Спустя пол часа рёв мотора  изменил свою интонацию, пониженная передача местами не справлялась с поставленной перед ней задачей, мы вышли из салона и начали толкать наш транспорт. Изрытый колёсами снег капитулировал, мы погрузились в салон и продолжили путь. Как оказалось ехать оставалось не так уж и долго, мы остановились на довольно просторной поляне, возле заботливо сложенных брёвен, по всей видимости выполнявших роль привокзальных скамеек. Рассчитавшись с Николаем и договорившись о том, когда ему нас забирать мы наспех попрощались и устремились по тонкой колее заснеженной тропинки. На этот раз путь оказался вполне проходимым. Набирая высоту, мы карабкались в гору, к заветному входу в пещеру. Взгляд пытливо врезался в силуэты усыпанных снегом скал и деревьев, в какой то момент даже появились сомнения, а туда ли мы идём? Первым кому выпала честь лицезреть вход в пещеру был я, я приободряющее окликнул ребят идущих чуть ниже по склону, что цель достигнута!
     Зев пещеры обдал нас своим тёплым дыханием, на какой то момент возникло какое-то мистическое чувство, что пещера говорит с нами. Пелена таинственности, нависла над нами огромный по своим размерам вход ,и зиявшая за ним тьма, вызывало непреодолимое волнение. Мы приступили к спуску по первому пролёту лестницы заботливо построенной ещё при СССР, но брошенной на произвол судьбы с его распадом.

Лестница из последних сил выполнял свою роль норовя в любой момент обессиленно сдастся под воздействием времени и ржавчины обильно покрывавшей её перила и ступени.

Мы надели каски.

С правой стороны от входа в пещеру, неприкаянно расположилась сварная конструкция дверной коробки, которая по замыслу людей некогда  устанавливавших ее должна была сдерживать поток любопытных туристов, готовая пропускать только цивилизованные и организованные группы зевак, о чем не многозначительно свидетельствовала табличка расположенная правее и чуть  выше двери. Сама дверь и табличка, по внешнему виду и содержанию были ровесниками вышеупомянутой лестницы. Мне стало как то грустно от осознания того, что в те не столь далёкие годы отношение к окружающей нас красоте было на порядок выше нежели сейчас, что люди заботились о том, что эта красота должна достаться не только им но и потомкам, они как пророки чувствовали что грядёт век вандализма и тщетно пытались таким пресловутым способом защитить эту красоту. Их попытки оказались тщетны, о чём свидетельствовали руины стен, в которых был некогда заточён этот дверной проём, но они хотя бы пытались…

За первым лестничным пролётом , последовали ещё два ему подобных, затем гул наших шагов стал сопровождаться эхом и мы устремились в царство кромешной тьмы. Огромные валуны чередовались с небольшими участками вытоптанной глины и песка, «магистраль» уносила нас всё глубже и глубже. Увесистые рюкзаки за спиной противоречили желанию рассмотреть всё более детально, да и стремительный темп хода тоже не способствовал этому. Не успев прочувствовать всю глубину происходящего мы вышли на просторный пятак, тщательно вытоптанный сотнями а может быть тысячами туристов и спелеологов побывавших здесь до нас. Разрабатывая маршрут, мы предполагали разместится именно на этом месте, его порекомендовал нам мой старый знакомый опытный спелеолог и просто хороший человек Леонид Чигряй, но поддавшись любопытству я уговорил Олега пройти на разведку ещё чуть дальше в глубь пещеры по гроту «Поклонов». Мои ожидания оправдали себя, за очередным завалом  перед нами открылась небольшая площадка идеально подходившая для размещения трёх палаток. Место базового лагеря было определено!
     Может быть меня кто то из участников и проклинал, за то что я потащил их с рюкзаками в этот довольно низкий грот, я этого наверное уже и не узнаю, но само место ставшее нам на последующие полутора суток домом похоже понравилось всем. Расставив палатки, мы вооружившись котелками , примусами и заранее запасённой  водой принялись готовить фасолевый суп с колбасой.

После трапезы, основной состав группы отправился по палаткам, продолжения банкета хотелось только мне и Ивану.  Мы живо принялись дискутировать, на темы отвлечённые от цели нашего визита, периодически прерываясь чтоб налить для сугреву и произнести трехкратное Ура,Ура,Ура!!! Хоть температура в пещере и была значительно комфортнее температуры за ее пределами, тем не менее +4/+5 градусов по Цельсию, не самая комфортная температура для посиделок и я решил примкнуть к числу тех кто уже во всю посапывал у себя в палатках. Слегка подогрев воздух при помощи примуса, я укутался в спальник и готов был уже предастся сну, как вдруг не с того не с сего на мое убежище, что то обрушилось сравняв потолок с полом… Слава богу это был не обвал а всего лишь изрядно «подуставший» Иван. Бормоча себе под нос что то на подобие извинений, и под сопровождение моих отборных выражений, он таки набрался сил и перебазировался к себе в палатку.  В дальнейшем я ещё не раз пожалел о том что разместил свое жилище практически на проходе, но как бы то не было варианты куда переместится тоже отсутствовали.
    Меня колотил озноб, спальник совершенно не справлялся с возложенными на него ожиданиями, от этого сон постоянно прерывался, на то чтоб перевернутся подмерзшей стороной к «пенке», которая хоть как то делилась со мной моим же теплом. Попытки уснуть были окончательно погребены когда из соседней палатки, невероятно громко начал вопить будильник, и думаю некого не удивит, что этот будильник принадлежал Ивану, более того как я позже узнал он был заведён им по привычке на пять утра!!! В общем я «выспался»…
    Но не всем «повезло» так же как и мне, кое кто всё же несмотря на пещерный климат не сколько от этого не пострадал и был вполне выспавшийся и полный энергии. Предстоял самый главный этап нашего путешествия, весь день планировалось посвятить изучению пещеры, посещению ее самых потайных мест… В нашем распоряжении было свыше пятнадцати часов!

Плотно покушав, макарон сваренных с тушёнкой, и приправив это дело на десерт чаем с печеньками. Мы выдвинулись в путь.

Для начала мы вернулись немного назад, к месту ранее предполагаемой стоянки, там как ожидалось, и было договорено заранее, мы должны были встретить ребят  из Абаканского Клуба Спелеологов (в дальнейшем просто -АКС). Они не заставили себя не ждать, не искать. Встреча прошла на скорую руку (к сожалению я толком даже не запомнил имён), и как говорится сразу перешли к делу.
   Первым объектом, нашего посещения стал грот «Блужданий», только сейчас имея в запасе достаточное количество времени я смог по настоящему проникнутся происходящим. Величие грота не оставляло равнодушным, первое, что бросалось в глаза это высота его сводов, если верить топографической съемке то наивысшая отметка составляет восемнадцать метров, для сравнения среднестатистическая хрущёвка, на три метра ниже! Местами в потолке зияли дыры и всевозможные углубления, разглядеть которые при помощи наших фонарей практически не представлялось возможным, исключением был только фонарик Олега по той простой причине, что его оборудование относилось к категории профессионального.

Пока я зевал по сторонам, я и не заметил как почти вся наша группа куда то подевалась. Как оказалось по правую сторону от того места где мы вошли, практически у самого «пола» располагался лаз, скорее напоминавший кроличью нору. На первый взгляд никакому здравомыслящему человеку и в голову не пришло бы лезть в эту тёмную дыру, но это относилось видимо только к здравомыслящим… Как чуть позже стало ясно, именно туда и отправились все те кого я потерял. Как меня уверил один из членов АКСа, спустившись в этот лаз можно спокойно вылезти немного поползав на брюхе с другого входа. Собрав волю в кулак я медленно начал вползать в сие подозрительное и не вызывавшее у меня никакого доверия отверстие… В перёд пошли ноги, мгновение и я уже провалился по пояс, ещё чуть-чуть и… Мои плечи застряли в узком проёме лаза, а ноги беспомощно болтались где-то там где я их совершенно не видел и отчаянно пытались нащупать хоть какое то дно. Я запаниковал. С трудом выбравшись обратно, уступил место Сане. Саша обладая приблизительно теми же габаритами что и я, довольно лихо протиснулся в нору и ободрил меня, что не всё так страшно как кажется, после чего я отважился на вторую попытку, и на сей раз успешно. Я провалился в эту узость будто в какой то дренаж, и дальше уже адаптировавшись, почувствовал себя гораздо увереннее. Этот грот как и было обещано имел ещё один вход, но в нашем случае это был выход . Я поспешил расстаться с этим «чудным» местом и перейти к следующей достопримечательности. Пока я постигал красоты первой «кроличьей норы», половина нашей группы уже бороздила ещё более тесный по своим габаритам грот «Матершинный», из названия ясно, что он назван так не зря, мне не особо хотелось в очередной раз застрять в каменном капкане измазанном глиной и я выбрал альтернативный объект, название которого я так и не узнал, но по крайней мере он был значительно просторнее и надо было ползти не в низ а в верх.

С низу раздался голос Олега, он торопил меня что бы я поскорее спускался к ним так как нам предстояло отправится на встречу к ещё более интригующим местам. Я спустился, мы организованно обогнули по левой стороне г. «Блужданий», но как оказалось спешить особо не стоило так как впереди нас ждал подъем по верёвке. Ход «Неандертальский» других вариантов не предполагал, восхождение к нему при свете десятка ламп налобных фонарей, было по истине, фантастическим зрелищем! Мне сразу вспомнились сюжеты про глубоководные погружения в батискафах, оснащённых со всех сторон мощными прожекторами. Блуждающие по стенам лучи фонарей  словно не могли сконцентрироваться на одном направлении, выхватывая при этом один за одним невероятные по своим масштабам и пластике фрагменты тысячелетнего «зодчества». Я шёл замыкающим.

После подъёма на «балкон» мы прям таки уткнулись в некое подобие калитки, только отнюдь не рукотворной, она как и всё окружающее нас была создана из известняка и прочих минералов названия которых мне скорее всего, так и останутся неизвестны … Пройти это чудо было просто непростительно и мы с Саней в очередной раз «залипли» пытаясь запечатлеть его на камеру.

Пройдя чуть дальше в направлении грота «Обвального», достопримечательности  стали сменять друг друга с такой интенсивностью, что я просто уже не успевал детально их изучать. Наиболее выдающимися местами стали: «Каменное дерево» и «Икона», если первая относилась к категории довольно скромных по величине сталагнатов, то вторя являла собой зрелище более эпичное. Если вам хотелось себя почувствовать в образе «иконы», вам предстояло выйти на некое подобие балкона под которым  зияла зловещая тьма, глубина провала оценивалась приблизительно в  восемнадцать метров, и далеко не каждый фонарик был способен нащупать хоть что то на дне этого тёмного котла. Как выяснилось, нечего особо зловещего в этой тьме не было, и название у этого места было вполне конкретное, а именно – грот «Обвальный». Изучению этого места мы не придали особого значения, хотя ребята из АКСа как раз именно тут трудились в поте лица своего пытаясь протиснутся в какую то огромную щель.

Мы же направились к ещё одному значимому месту в этом подземелье…
     Грот «Жанна» запомнился мне в первую очередь тем, что это было одно из немногих мест  где нам всё-таки потребовалась верёвка, 50 метров мы оставили в лагере с собой было 30 метров, но для поставленной задачи ее вполне хватило. Олег забрался первым, и закрепил верёвку по системе самосброса.  Следом отправились остальные участники похода.  Сам подъём не представлял из себя нечего сложного и в считаные минуты мы очутились в небольшом, но по пещерному очень уютном гротике, температура воздуха здесь была ощутимо выше чем в нижней системе гротов, это заметил не только я но и остальные ребята из нашей группы. Наиболее красивым местом в гроте оказалась та часть, которая при изучении карты напоминает собой купол медузы. Тут присутствовали большие скопления натёчностей в виде сосулек разных форм и размеров, на конце каждой такой сосульки висела капелька воды и в свете наших фонарей они заискрились словно серпантин на новогодней ёлке. При внимательном рассмотрении капелек, можно было заметить как практически в каждой из них, кроме самой воды содержится мучнистого цвета пыль, по всей видимости это тот самый материал который методично год за годом, десятилетие за десятилетием формирует те самые причудливые барельефы подземных дворцов. Налюбовавшись вдоволь этим зрелищем мы отправились в обратный путь, нам ещё предстоял спуск по верёвке, в целом все справились с этой задачей на твёрдые четыре бала а кто то и на отлично, но лично меня и Алёну при спуске немного качнуло в сторону, вызвав замирание сердца у тех кто наблюдал это со стороны.

И вот, преодолев очередной этап нашего маршрута, символично отмеченный на карте лесенкой, мы всем составом вновь очутились в гроте «Грандиозный». Спешить было некуда и мы принялись пытливо шарить по сводам этого по истине грандиозного зала, в надежде что сможем таким образом прочувствовать всю масштабность происходящего. Людям глубоко урбанизированным сложно будет понять это чувство, понять смогут разве что жители мегаполисов у которых есть возможность  спустится на узловую станцию метро. Но и это не способно передать масштаб того с чем мы столкнулись. Огромные и от того необычайно величественные своды разверзлись над нами, при длительном рассмотрений этого великолепия возникало некоторое головокружение, похожее на эйфорию. Мы направляли лучи фонарей в поисках интересных фрагментов этой панорамы, и там где секунду назад тускло освещалась диковинная вязь узоров созданных самой природой, тут же возникала хищная и прожорливая тьма, способная поглотить всё на своём пути, озноб по коже бежал от мысли, что ты можешь остаться тут один без источников света. Мысль, что этот храм  может стать в такой ситуации твоей же могилой устрашала и в тоже время заставляла предельно концентрироваться, во избежание необдуманных поступков.

Кстати о необдуманных поступках… Нас ждал ещё один завершающий этап нашего приключения. Сравнительно не далеко от того от того места где мы выбрались в грот «Грандиозный» но значительно ниже, мерцая огоньками фонарей  о чём то оживленно дискутировали ребята из АКСа, мы направились к ним… Подойдя ближе, стало ясно что на этом месте они расположили свой рабочий лагерь, и сейчас по всей видимости организовали себе перерыв.

Немного левее от их месторасположения с практически вертикального отвеса спускались две верёвки, одна была опущена прямо до пола, другая где то на высоте метра три от того места где мы стояли, была закреплена нижним ее окончанием при помощи карабина и клина непосредственно к самой «стене». Обе веревки уходили куда то ввысь и исчезали за перегибом «балкона»… непреодолимое любопытство обуяло мной! Из всей нашей команды снаряжение, а именно карабины, обвязка, жумары, кроль и прочее прочие, было только у Ивана и Олега, и именно им в силу данного обстоятельства им выпала честь первыми проделать путь к неведомым тайнам грота «Топографов» именно так он назывался. Стоит отметить, тот немаловажный факт, что чести посещения этого загадочного грота удостаивались не многие. Если быть точным за тысячелетнею историю этого места, там побывало всего восемь человек!!! И все они были из клуба АКС. И вот у нас появился шанс примкнуть к числу избранных…

Первым встегнулся Олег, и уверенно приступил к подъёму, Иван в полном оснащении ожидал своей очереди.

Ожидание было утомительным, я и Алёна также питали надежды посетить это место. Перевалив за вышеупомянутый балкон, Олег исчез из виду, некоторое время тусклый отражённый свет фонаря ещё напоминал о том что в том направлении кто то есть, но затем и этот призрак покинул нас. Время будто остановилось. Все понимали что нечего страшного там не произошло, но неведение против воли вызывало некоторое беспокойство которое похоже грызло каждого изнутри. Минуты шли, по ощущениям прошло уже около полу часа и вот… Где то под потолком вновь засиял свет. Олег возвращался, мы ждали его как будто он покорял не очередной грот в недрах пещеры а был участником экспедиции на Марс. Восторг в его глазах говорил сам за себя. Пока Олег пытался отдышатся Иван уже уверенно занял его место на стене и карабкался в высь, я немного помог ему, «нагрузив» верёвку снизу. И снова прощальный всполох света ацетиленового фонаря, снова ожидание наполнилось тьмой и трепетным волнением. В ожидании Олега и Ивана я с Алёной, простояли около часа, и оба изрядно промёрзли. Холод не повлиял на мое решение во что бы то не стало посетить этот один из самых труднодоступных гротов, а вот энтузиазм Алены к сожалению иссяк. По возвращению Ивана они направились в базовый лагерь, я позаимствовал снарягу у Ивана так как она ему была уже не к чему, а обвязка Олега была слишком трудно настраиваемая.
    Техника подъёма SRT для меня была знакома, но только теперь я узнал, как она правильно называется. Я приступил к подъёму.  Верёвка отказывалась проскальзывать в кроль, и это обстоятельство начало меня раздражать, набрав высоту всего каких то пять шесть метров, Олег попросил меня перестегнутся в соседнюю веревку, я воспринял это как некое упражнение и последовал  его совету, пальцы не слушались, изрядно замёрзнув за время ожидания. Следом за первой командой последовала другая, на сей раз надо было встегнуть «спускавуху» в ту верёвку по которой я начинал подъём. И вновь заминка по вине непослушных пальцев. Далее поступило указание спускаться в низ, я недоумевал… Олег сказал, что у меня очень каряво получается работать со снарягой и мне врят-ли по силам справится с подобным восхождением. Меня охватили смешанные чувства, с одной стороны я понимал, что в некоторой степени Олег прав, с другой я осознавал, что если я не попаду в этот грот сейчас то неизвестно случится ли это вообще когда-либо  еще. Меня переполняло негодование! Стиснув зубы я отправился в лагерь, настроение было не из лучших, и Олег, по всей видимости не заметивший это сразу, только в лагере понял, что ситуация не самая хорошая и ее надо как то исправлять. Он предложил попытать удачу еще раз после того как АКС прекратит проводимые ими в данном гроте работы. Я согласился, но было одно НО! Это НО, сводилось к тому, что ребята по окончанию работ заберут с собой ту самую верёвку, которая спускалась до самого пола и мне предстоит встёгиваться, мягко говоря в некомфортных условиях на высоте три метра от «пола», на стене с уклоном около восьмидесяти градусов. Как я это сделаю с учётом своего опыта, я понятия не имел, но это был единственный шанс и я согласился.
      И вот мы вновь стоим, под входом в грот, Олег даёт какие то напутствия, я полон волнения от того что мне предстоит, а Женька молодой но очень смышлёный парень, ставший кандидатом в наш клуб, с недоумением и восторгом переводит взгляд то на меня то на Олега. Заранее взятая верёвка, только со второй попытки поддалась и проскочила в зазор между натянутой на трёхметровой высоте верёвкой и стеной пещеры. Я вскарабкался до карабина фиксирующего нижний конец рабочей веревки и довольно бойко встегнул  кроль и жумар. Карабкаться в верх было легко, спасибо фиксирующему с низу карабину, преодолев первый балкон, я увидел небольшую груду камней, через которые предстояло осторожно пробраться. Небрежное отношение к этому обстоятельству вполне способно принести увечье или забрать жизнь спелеолога. Поэтому приняв все меры предосторожности. я очень медленно и осторожно пополз выше перестегнувшись в новую верёвку с сиреневыми метками.  Я карабкался по более наклонной стене нежели в начале маршрута, грот в котором я находился был не большой по своим размерам, основное его пространство стремилось в высь, но его красота впечатляла куда больше чем все увиденное ранее. Первое чувство, которое проникло мне в сердце, это было чувство прикосновения к первозданному! Нетронутые гирлянды сталактитов украшали стены этого храма со всех сторон, ни один изгиб монумента этого грота не был осквернён пакостливыми руками вандалов, наивно полагающих, что их каракули станут достойным посланием для потомков. Я полз выше. Финальным аккордом стал маленький гротик в том месте где заканчивалась верёвка, он напоминал алтарь того храма в котором я очутился, мне не хотелось прощаться с этим местом, но я понимал, что меня внизу ждут ребята которые изрядно подмёрзли, и заставлять их ждать меня ещё как минимум бессовестно.

Путь в низ не представлял собой нечего сложного, до того момента пока я не пересек уже знакомую вам по описанию груду камней и очутился на балконе возле первой верёвки, и тут я понял в какой затруднительной ситуации я оказался! Верёвка к которой с низу было сложно подобраться была натянута довольно сильно, в силу чего «арендованный» в качестве спускового устройства blockstopper (по крайней мере так его называл Олег), отказывался заправляться как не крути… С большим трудом, мне это всё же удалось сделать, но он принял совсем не то положение в котором должен был находится, верёвка натянутая как мачтовый канат грозила выскочить в любой момент, учитывая что я доверял свою жизнь в данный момент исключительно этому устройству, всё происходящее не добавляло оптимизма не на грамм. Я отказался от идеи начинать спуск при таких исходных данных. Радовало и то что Олег с Женькой были в поле моего зрения и более того могли меня слышать. Началась компания по моему спасению. Необходимо было взобраться на то место где низ верёвки был закреплен при помощи карабина и отцепить ее дав тем самым слабину , которая так была необходима для того что бы по нормальному заправить спусковое устройство, мне же оставалось только наблюдать. Время не имело значения, в низу метался Олег, периодически, кидая отрывистые фразы Женьке, вытворял всякие странные и не совсем действия с верёвкой, и изредка подымал голову в моём направлении ослепляя своим фонарём.  Как я и сказал, время потеряло значение, потому сейчас уже врят-ли смогу сказать сколько длились эти «танцы с бубном», но как бы то не было, помощь пришла.
     Верёвка свободно колыхалась подо мной , словно хвост воздушного змея несущегося на встречу тёплому июньскому солнцу, и в моей душе трепетал такой же свободолюбивый и жизнерадостный змей, только немного поменьше, стремящийся вырваться наружу! Радость переполняла меня!  Одному только Олегу известно каких усилий стоила эта операция по спасению меня, возможно ещё чуть-чуть и Женьке, мне же было просто хорошо от того, что есть клуб в котором есть такие замечательные люди, готовые прийти на помощь, не за какое то там вознаграждение или лавры спасителя, а просто потому что мы команда, команда единомышленников, стремящихся к новым вершинам и готовых «подставить плечо» в трудной ситуации.
      По возвращению в лагерь мы обнаружили, что за всеми этими приключениями время нашего визита в «Бородинскую» практически подошло к концу, на «кухне» парил горячий чай, в рюмках ждали сто грамм за спасение. А на лицах светились улыбки, на столько яркие, что в какой то момент мне даже показалось, что даже если выключить все наши фонарики, то всё равно своды грота «Поклонов» будут ярко освещены.

Думаю стоит всё же упомянуть, что кроме всего выше изложенного, у нас была ещё одна небольшая вылазка посвящённая исследованию грота «Грандиозного» я не хотел о ней упоминать в силу того, что нечего особо примечательного там не увидел, а то что и заслуживало нашего внимания или оказалось крайне недоступным, а именно это такие объекты, как система «Надежда» и ход «Дятлов» или было изуродовано ( не постесняюсь этого слова), вандалами. А как иначе назвать то бесчинство, когда памятники природного наследия, на создание которых ушло тысячи лет, осквернены царапинами в духе: «здесь  был Вася» или «Выпуск 19…»? Или то, как уникальный в своём роде сталагмит  «Пагода», стоит закопчённый на своём постаменте, без всяких шансов на то что когда то вновь сможет отчистится от той скверны которой обязан «людям»?

Грустно до боли в сердце. Но это правда…
       Собрав лагерь, и покидая пещеру, меня успокаивало только одно, что кроме того что мы забрали с собой весь тот мусор, который появился в силу нашего присутствия в пещере, мы забрали ещё и то, что нам досталось в наследие от наших предшественников , тем самым хоть чуть-чуть но посодействовав общему делу спасения природного наследия.
     На  улице была ночь. Никогда не думал что это время суток способно быть таким ослепительно ярким! Полная луна, освещала заснеженные холмы, ее свет был подобен свету прожектора. Тридцать два часа под землей, в дали от дневного света, не стали слишком суровым испытанием, но заставили о новому взглянуть на то повседневное, что нас окружает и понять как это повседневное может быть по настоящему красиво!
    Нам предстоял ещё довольно долгий путь домой, с пересадками на электричках, но мне будет крайне сложно писать об этом, так как основную массу времени мы все дружно предавались сну, и не важно был это УАЗ-452 с холодным салоном, Абаканский ЖД вокзал или лавочка электропоезда сообщением Бискамжа – Междуреченск, важно только то, что никто не остался разочарован и все с надеждой глядят в будущее нашего клуба и то через какие приключения нам еще суждено пройти вместе…

По традиции всем участникам этого похода огромное спасибо! А именно:
Привалову Олегу
Евгению Утте
Закрытному Ивану
Ерошкину Александру
Стадниковой Ангелине
Буньковой  и Косоноговой Алёнам

С вами всё это время был я, автор данного отчёта Михайлов Святослав или для друзей просто Свят ;)

Всем кто потратил своё время на чтение этих записей, большое спасибо и до новых встреч!

К этому материалу нет комментариев.