Главная  |      ДОБАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ  |      О нас  |      Контакты  |

Сергей Величко
Олег Павлов

Новые материалы
Трансреп для спелео-мешков (с ручкой)
Элементы навески SRT

Новости
2018-02-22
Ближайшие планы

23-25 февраля приглашаем всех на Воронцовские пещеры! Будут интересные маршруты и для новичков и для опытных спелеологов.

2018-01-06
Фонари для спелеологии

В обзор фонаря Ferei HL51 Discoverer добавлена информация о новых модификациях

2017-10-15
Ближайшие планы

20-22го октября планируем исследовательскую поездку в новые пещеры Афона!

2017-08-01

Со 2 августа планируется несколько поездок в Хакасию копать пещеры!

2017-03-16
Ближайшие планы

17-19 марта едем в Хакасию копать пещеры!

2017-01-27
23-26го февраля едем в Воронцовские пещеры!

Автор: Олег Привалов

Февральская дорога на Тузуксу, Горная Хакасия

Повествование от лица президента междуреченского независимого спортивно-туристического клуба "Э.Р.А" Святослава Михайлова

"Ну что же, настало время отчёта о "подготовке ПБЛ" в Тузухсу...

Всё началось строго в соответствии с планом, на перрон электрички никто не опоздал, я немного задержался но тем не менее в полном составе а именно 5 человек: Олег, Я, а так же новоиспечённые участники клуба Дима, Алёна и Маша, помчались на восток по сверкающей в лучах утреннего солнца колее железной дороги.
То обстоятельство, что мы немного не выспались на кануне поездки не сколько не омрачало того великолепия, что предстало за окнами электропоезда в котором мы ехали. Гор , пихты, и полотно реки усыпанное нетронутой целиной золочёного утренним солнцем снега, манило нас, и взывало к подвигам.

По прибытию в Бискамжу нас уже ожидала "карета"... так и хочется продолжить:...скорой помощи, и это будет почти правда, так как УАЗ-452, и по сей день используется в глубинках нашей необъятной Родины именно в этом качестве. Наряду с самим транспортом нас ожидал и его владелец, радушно встретив как родных, он усадил нас на отведенные для этих целей места, и мы продолжили путь уже по шоссейной дороге.
Ехали мы не долго и спустя каких то 12км. перед нами мелькнула приветливая и столь долгожданная табличка "Тузухсу" , еще мгновение, скрежет тормозных колодок, и мы на месте. УРА!!!!
Немного уходя в сторону хочется упомянуть, тот обстоятельство, что на протяжении поездки Бискамжа - Тузухсу, водитель "Буханки" вел довольно оживлённый спор с Олегом на тему наличия тропы до пещеры, собственно подобный спор состоялся на собрании "Совета клуба" в канун поездки но в данном случае он был ещё немного приукрашен историями о обмороженных туристах потерявших тропу и в последствии эвакуированных на снегоходах из снежного плена Хакасской тайги... Во время этих споров со стороны Олега прозвучало просто обезоруживающие: "ЧИСТО ТЕОРЕТИЧЕСКИ" тропа должна быть...
И так. УРА!!! мы прибыли!!!

Пока наши "новички выгружались, мы с Олегом не обременённые рюкзаками ринулись на разведку тропы. Не пройдя и 20 метров за пределы посёлка мы буквально уткнулись в ту самую целинную гладь снега, что так манила нас из окон электрички. Олег не унывал... Не знаю с чем это было связано, то ли с тем что под полотном снега едва угадывалась некогда существовавшая тропа, то ли тем что ему не давал покоя его ранее приобретенный в Марвеловском духе титул: SUPER-OLEG ;-)  Он устремился вперёд... Некоторое время всё казалось очень даже осуществимым, рассекаемый снег едва доходил до колен, колен исполинского роста Олега, я "семенил" в след за ним... Пройдя каких то 100 метров было принято решение, что всё не так уж плохо и можно попробовать ...
По возвращению в деревню, мы застали оставшуюся команду на "низком старте", время как основной наш ресурс было крайне дорого и мы не особо рассыпаясь в реверансах и попрощавшись с нашим водителем, отправились в путь.
   Как и предполагалось основную нагрузку тропящих, мы с Олегом взяли на себя. Энтузиазм таял с каждым сделанным шагом, тем более, что каждый последующий шаг становился всё глубже и глубже... Время искривилось и всё стало каким то медленным и загадочным. Впрочем загадочным это пожалуй сильно сказано, так как то,что мы не дойдем до пещеры перестало быть загадкой уже буквально через пол часа ходу, в воздухе повис вопрос: поворачивать назад или... Или рискнуть и остаться? Вы спросите ГДЕ? ;-)  Путём простейшего голосования было решено , что собственно прям тут... в ЛЕСУ!!! Солнцем, залитые ветви, пихт, тополей и прочих лиственных, пенье птиц давали надежду на радужные перспективы зимнего похода.
Голосование показало, что это мнение разделяли как минимум четверо из пятерых в команде, и решение было принято практически единогласно!

Окрылённые грядущим приключением, все принялись за дело... Олег яростно набросился на пихту с топором, полетели щепки, Димка вооружившись сапёрной лопаткой вспомнил что он ещё и шахтёр по призванию, принялся копать углубление в снегу под костёр и увлёкся на столько, что чуть не пробороздил оледеневший наст земли когда закончился снег, девчата суетились с вытаптыванием снега под палатку и заготовкой пихтовых веток для организации палаточной стоянки. Не хватало только музыки... хотя ее отсутствие не помешало ребятам с озорной улыбкой на лице на какое то время видимо погрузившись в детство, начать нырять в снег рискуя при этом раньше времени переохладится, о чём я и посчитал нужным им сообщить.
За всеми этими хлопотами мы и не заметили как день стал клонится к своему логическому завершению. Приготовленный на костре мой коронный фасолевый суп с колбаской остывал в чашках быстрее чем его успевали фотографировать для Instagram;-)...
    Наше нахождение на улице, теряло смысл столь же стремительно , сколь стремительно уходило солнце за горизонт, и мы поспешили переместится в палатку.
И тут пришло осознание всей сложности ситуации в которой мы оказались, и это осознание укреплялось все сильнее и сильнее на ровне с тем, как крепчал мороз за "стенами" нашей ЛЕТНЕЙ! палатки, в прочем кроме палатки летними оказались еще и спальники и баллоны с газом для горелки, которая стала для нас буквально надеждой на выживание в последующие 15 часов!!!
Может показаться, что дилетантский подход к экипировке это недоработка в организации похода, отнюдь нет... Замысел похода был не менее амбициозен чем ночёвка в зимнем лесу, план заночевать в пещере не предполагал наличия сверх низких температур, и всего того что предстояло нам пережить в ближайшие шестнадцать часов.
   Температура за бортом палатки была -32 градуса.

Время обрело новую форму... Оно стало исчисляться в баллонах для газа! Спустя первый баллон все казалось не таким уж и печальным, мы за это время успели сгонять в деревню к аборигенам и приобрести немного огненной воды для сугреву. Я почему то ждал подвоха от этой жидкости но оказалось всё очень достойно, и не хуже разливаемых по бутылкам с акцизами напитков.
   Под куполом палатки висел светодиодный фонарик на 4 огромных диода изготовленный собственноручно Олегом и заливал светом маленькое помещение ставшее пятерым горе-путешественникам домом на эти пять предстоящих баллонов. Смех и веселье влилось в этот дом и согревало нас так же как и огонёк от горелки бережно хранимой на руках участников похода. Это было и символично и в то же время необходимо, ибо места для того чтоб поставить горелку на пол просто не осталось...
Пришло время второго баллона!

Немного ранее был составлен график дежурств у горелки, и согласно этому графику я, Маша и Алёна отправились спать, собственно даже не отправились а перевели положение своего тела из положения сидя в положение лёжа. Было тесно!... Расположение спальных мест было продуманно таким образом чтобы уберечь женщин и "детей" от агрессивной окружающей среды, мы с Олегом спали по краям палатки...
Тут, хронология повествования прерывается, так как я вырубился, что говорится без задних ног...
    Пришло время третьего баллона!!! Я нехотя открыл глаза в палатке царила тишина, из недремлющих оставалась одна Маша, ей достался переходящий час дежурства, мое обмякшее от сна тело принялся дежурить. Как оказалось дежурить по двое очень разумное решение, тем более если тебе достаётся интересный собеседник. Время третьего баллона неслось молниеносно... Спать совсем не хотелось, и мы дали возможность поспать остальным чуть дольше чем было заложено в графике. Сколь интересной не была беседа, но очередной баллон подходил к концу, огонёк синего пламени нервно подергивался и грозил вот вот потухнуть... Мы разбудили Диму и Алёну а сами укутавшись с головой в спальники предприняли отчаянную попытку уснуть. Да это была действительно только попытка, сон прерывался постоянно, пол на котором мы лежали фактически обледенел а со рта и из носа валили клубы пара. Время четвёртого баллона текло мучительно долго... Холод проникший как казалось не только в палатку но и покушавшийся на внутреннее пространство спальников заставил отказаться от навязчивой идеи выспаться, перед ним были все равны независимо от графика дежурства. Проснулись ВСЕ!
    Холод продолжал наступать... стены палатки сдавались под его натиском всё сильнее и сильнее покрываясь льдом и инеем... Он пробил отметку "ватерлинии" нам оставалось держать оборону и мы это делали как могли! Вся надежда сводилась к первым лучам солнца.

И вот это случилось! сквозь стены внутреннего тента стал проглядываться камуфляж самой палатки, что свидетельствовало о грядущем рассвете. Время пятого баллона было напряжено до предела, все осознавали, что когда и оно истечёт нам нечего не останется как покинуть стены нашего убежища и принять схватку с холодом уже лицом к лицу и один на один!
Не все оказались готовы к этому сражению... в числе первых оказались Олег и Маша их выход из палатки чем то напоминал выход в открытый космос... Время пятого баллона истекло, "шлюзы" нашего"корабля" были разгерметизированы отступать было некуда, все спешно стали напяливать на себя свои обледенелые "скафандры" хуже всего поддавалась обувь, у Димы эта ситуация грозила принять просто катастрофический оборот! По счастливой "случайности" у меня с собой был комплект обуви в которой при помощи портянок ему все таки удалось пережить этот трудный этап.
    Птицы радуясь солнцу весело щебетали в ветвях деревьев, солнцу радовались и мы оно вселяло надежду на хороший исход... Пока мы спешно собирали лагерь к нам прибыла делегация собак из близ лежащей деревушки, они явно рассчитывали чем то поживится, но нам казалось, что они просто пришли из праздного любопытства посмотреть на пятерых Междуреченских "отморозков" которые совершенно добровольно обрекли себя на испытание которое я думаю даже самим собакам показалось бы из ряда вон выходящим... Стоит отметить и тот факт , что в этой деревне проживает одна лайка серого цвета, не знаю к сожалению ее клички, обладающая особой харизмой и интеллектом... Днём ранее когда мы отважились на поход она всеми доступными ей средствами не пускала нас, для этого ей пришлось забегая вперед вставать на задние лапы и толкать нас в обратном направлении, жалобно скулить и теребить нас за штанины... Мы не прислушались, а может как раз и услышали, сложно сказать, как бы закончилась эта история если бы мы всё таки прошли дальше и изрядно уставшими попытались ставить лагерь...
    Спешно собрав лагерь мы практически телепортировались, в деревушку где нас поджидал всё тот же УАЗ-452, радость в глазах водителя не оставила нас равнодушными, человек всю ночь переживал за нас, и уже с самого утра отправился ожидать нашего возвращения. Он неоднократно сокрушался по поводу того, что зря он вообще нас взялся везти в эту заведомо недостижимую пещеру... и в тоже время сиял от радости, что все обернулось самым наилучшим образом.
И вновь колея железной, дороги уносила нас... ну уже на запад, домой... В окно жарко светило вечернее солнце, на а в душе у каждого из нас звучала немного грустная мелодия и и хотелось еще немного того самого, тёплого холода Тузухсу. Тёплого от того, как мне кажется, что перед угрозой холода мы стали немного теплее и ближе друг к другу, именно такие походы согревают не только тело но и душу!

Всем участникам памятного зимнего похода огромное спасибо! И надеюсь вам понравится, этот несколько нарочито художественный отчёт...;-) "

К этому материалу нет комментариев.